Лазенкова Наталия Валентиновна
Игра как средство всестороннего развития.
Игра как средство всестороннего развития. Свое выступление мне хочется начать словами Антона Семеновича Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Дошкольный возраст –первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания. У него появляется интерес у жизни, работе взрослых. А игра наиболее доступный ребенку вид деятельности и своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Игра - способ познания окружающего, но в тоже время она и укрепляет физические силы ребенка, творчество, объединяет детский коллектив. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания, обучения, средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, развиваются его отношения с людьми. В умственных играх происходит формирование мышления, памяти, речи. Усвоение правил игры – это усвоение общественного опыта, а это способствует умственному развитию. К умственным играм относится дидактическая игра. А в дидактической игре учебные задачи взаимосвязаны с игровыми. Большое значение в речевом развитии детей имеют словестно дидактические игры. Они формируют слуховое внимание. Умение прислушиваться к звукам речи. Повторять слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Большую роль играют потешки, песенки, они создают среду которая благоприятствует освоению родного языка. Также важную роль играют и настольные игры. В процессе этих игр дети усваивают знания не с предметами, а с их изображением на картинках (лото, домино, парные картинки). Например, воспитатель просит показать картинки кого-либо или чего-либо, ребенок ищет, рассматривает картинки. Это полезно и для тренировки движений пальцев, а это в свою очередь оказывает влияние и на развитие речи. Огромное значение имеют сюжетно – ролевые игры, которые у старших дошкольников наиболее популярны. Сюжет игры может определить как воспитатель, так и сами дети. По сюжетами игр оформляются уголки в группах. В нашей группе дети любят играть в такие сюжетные игры, как больница, салон красоты, заправка. Подвижные игры учат детей ориентироваться в пространстве. Действия детей определяются сюжетом и правилами, но водящий может с помощью определенного сигнала изменить игровую ситуацию, что требует мгновенной реакции. В этих играх успешно происходит формирование навыков в беге, прыжках. Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательской и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Наш детский сад работает по направлению «Приобщение к истокам». Поэтому из многообразия игр мною выбрана народная игра. Народные игры помогают решать задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные. Кроме того, она еще служит средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время актуально. Положительный эффект народной игры я вижу в том, что она: -воспитывает у детей нравственность, -обеспечивает двигательную активность, -помогает переключить детей с одного вида деятельности на другой, -укрепляет здоровье, развивает воображение, ловкость, творчество; -знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность, способствует развитию речи, расширяет словарный запас; -формирует нравственные качества (учит детей помогать друг друг); -формирует чувства принадлежности к своему народу. Народные игры дают ребенку много радости, удовольствия. Они надолго останутся в памяти ребенка. Я бы хотела познакомить вас с некоторыми народными играми, которые очень любят дети нашей группы. «Лиска-лиса». Дети стоят в кругу, ведущим ли по считалочке выбирается «лиска-лиса», которая выходит в круг. Дети идут по кругу и хором поют: Лиска-лиса, Дивья краса, Долгий нос, Рыжий хвост. Пропев, дети бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит ловить. Кого поймает, тот будет водить. Рыбаки и рыбки Двое ведущих — рыбаки, они держатся за руки на протяжении всей игры. Остальные дети - рыбки, они ведут хоровод и проговаривают: В воде рыбки живут, Нет клюва, а клюют. Есть крылья - не летают, Нет ног, а гуляют. Гнезда не заводят, А детей выводят. После этих слов дети - рыбки разбегаются, а два рыбака, не распуская рук, ловят рыбок в обхват. Ту, которую поймали, встает с рыбаками, и ловят уже втроем и т.д. Я считаю, что особое место в воспитании детей занимают хороводные игры. Они развивают координацию движений, ориентацию в пространстве, обогащают двигательный опыт детей; воспитывают желание быть аккуратным в перемещениях. Кроме этого, на мой взгляд, эти игры содействуют развитию игровой деятельности в определённой последовательности, а также формируют умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками, умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение, умение поддерживать речевое общение. Хороводные игры можно разделить на несколько тем, каждая из которых развивает ребенка. С помощью этих игр мы повторяем и закрепляем знания о частях тела человека, названия животных, растений и птиц, времен года и т.д. Хочу вас познакомить с некоторыми хороводными играми, пользующимися большой популярностью среди детей старшей группы. «Большие и маленькие ножки»
«Мы по лесу идем» Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».
«Зайка шел»
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
«Раздувайся, пузырь!» Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова: Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, И не лопайся!!! Получается большой растянутый круг. Он летел, летел, летел. И за веточку задел! (дети бегут по кругу) «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку.
«Матрешки»
Попрыгали,прыгаем
«Ровным кругом» Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так! С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть
«Мы топаем ногами». Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения: Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают: И бегаем кругом, И бегаем кругом. Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.
В моей работе я часто использую хороводные игры и в групповых комнатах, и на прогулках. Иногда бывает так, что дети, играя самостоятельно, начинают ссориться. Тогда я говорю: «Подошли ко мне, взялись за ручки, образовали кружок». И начинаем играть в какую-либо хороводную игру. После этого у детей поднимается настроение. Особо любимая игра у детей нашей группы – это «Зайка шёл, шёл, шёл» и «Раздувайся пузырь». Одним из важнейших средств в учебно-воспитательном процессе есть и остаётся игра, поэтому она занимает главное место в системе обучения. Особенно игра важна в воспитании детей дошкольного возраста, т. к. она является ведущим видом деятельности. Но игра будет мощным средством воспитания только у того педагога, который знает профессиональный и мастерский подход, а также психологию детей. Дошкольный возраст – важный период становления личности, т. к. ребенок получает первоначальные знания об окружающем мире, у него формируется отношение к другим, приобретаются навыки поведения, складывается характер. Во время игры дети развиваются духовно и физически, у них тренируется внимание, память, воображение, ловкость, воспитывается дисциплинированность, а также формируются все стороны личности ребёнка. Основная роль игры, связанная с развитием воображения, заключается в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Это проявляется в том, что дети в игре соединяют реальность с вымышленными явлениями, например, кресло – космическая ракета, плюшевый мишка – отважный путешественник и т. п. Играя в ролевые игры, они ощущают себя тем, кем является его роль (врач, шофер). Игра воспитывает у детей характер, положительные качества. Например, игра в «Детский сад», «Больницу», «День рождения» воспитывает у детей скромность, честность, смелость, инициативу, желание помогать другим людям. Однако не все игры имеют положительное значение. Например, в ходе игры «Семья» одна из девочек изображает ласковую, заботливую маму, а другая – властную. Если же педагог не сумеет научить детей сравнивать чувства, действия и способы обобщения, то становится ясным, какова будет роль такой игры. Как подчеркивала Н. К. Крупская, «путём игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу». Многочисленные психологические и педагогические исследования доказывают, что в игре происходит многостороннее развитие ребёнка. С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребёнка, с другой -необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Во многих играх присутствуют игрушки, которые формируют представление об окружающем мире, развивают вкус, нравственность. Так же игра имеет огромное значение в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений, т. е. в нравственном воспитании. Наиболее отчетливо это наблюдается в сюжетных играх, в ходе которых дети усваивают различные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения. В таких играх педагогу необходимо раскрыть в ходе обсуждения качества тех людей, которых дети изображают в своих играх. В играх развиваются и творческие способности ребёнка. Такие способности проявляются в разыгрывании роли, при моделировании нужных игрушек, костюмов. Игра важна и в патриотическом воспитании дошкольников, т. к. у них начинает формироваться отношение к Родине, родному краю, проявляется забота о близких и родных. Игра воспитывает бережное отношение к тому, что создано другими, любовь к природе. Так, например, при знакомстве с местом, где проживает ребёнок, можно использовать такие дидактические игры, как «Расскажи Дюймовочке о родном городе, селе». Чтобы ребёнок лучше знал свой родной край, можно предложить такие игры, как «Назови животных, обитающих в нашей местности», «Расскажи Зайчику о достопримечательностях нашего поселка» и многие другие. Таким образом, в игре заложены большие потенциальные возможности воспитания и всестороннего развития дошкольников. 13 ноября 2016 в 09:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.