Лазенкова Наталия Валентиновна

Игра как средство всестороннего развития.

                                             

Игра как средство всестороннего развития.

Свое выступление мне хочется начать словами Антона Семеновича Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Дошкольный возраст –первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания. У него появляется интерес у жизни, работе взрослых. А игра наиболее доступный ребенку вид деятельности и своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Игра - способ познания окружающего, но в тоже время она и укрепляет физические силы ребенка, творчество, объединяет детский коллектив.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания, обучения, средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, развиваются его отношения с людьми.

В умственных играх происходит формирование мышления, памяти, речи. Усвоение правил игры – это усвоение общественного опыта, а это способствует умственному развитию. К умственным играм относится дидактическая игра. А в дидактической игре учебные задачи взаимосвязаны с игровыми.

Большое значение в речевом развитии детей имеют словестно дидактические игры. Они формируют слуховое внимание. Умение прислушиваться к звукам речи. Повторять слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Большую роль играют потешки, песенки, они создают среду которая благоприятствует освоению родного языка.

Также важную роль играют и настольные игры. В процессе этих игр дети усваивают знания не с предметами, а с их изображением на картинках (лото, домино, парные картинки). Например, воспитатель просит показать картинки кого-либо или чего-либо, ребенок ищет, рассматривает картинки. Это полезно и для тренировки движений пальцев, а это в свою очередь оказывает влияние и на развитие речи.

Огромное значение имеют сюжетно – ролевые игры, которые у старших дошкольников наиболее популярны. Сюжет игры может определить как воспитатель, так и сами дети. По сюжетами игр оформляются уголки в группах. В нашей группе дети любят играть в такие сюжетные игры, как больница, салон красоты, заправка.

Подвижные игры учат детей ориентироваться в пространстве. Действия детей определяются сюжетом и правилами, но водящий может с помощью определенного сигнала изменить игровую ситуацию, что требует мгновенной реакции. В этих играх успешно происходит формирование навыков в беге, прыжках.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательской и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

 Наш детский сад работает по направлению «Приобщение к истокам». Поэтому из многообразия игр мною выбрана народная игра. Народные игры помогают решать задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные. Кроме того, она еще служит средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время актуально.

Положительный эффект народной игры я вижу в том, что она:

-воспитывает у детей нравственность,

-обеспечивает двигательную активность,

-помогает переключить детей с одного вида деятельности на другой,

-укрепляет здоровье, развивает воображение, ловкость, творчество;

-знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность, способствует развитию речи, расширяет словарный запас;

-формирует нравственные качества (учит детей помогать друг друг);

-формирует чувства принадлежности к своему народу.

Народные игры дают ребенку много радости, удовольствия. Они надолго останутся в памяти ребенка.

Я бы хотела познакомить вас с некоторыми народными играми, которые очень любят дети нашей группы.

«Лиска-лиса».

Дети стоят в кругу, ведущим ли по считалочке выбирается «лиска-лиса», которая выходит в круг. Дети идут по кругу и хором поют:

Лиска-лиса,

Дивья краса,

Долгий нос,

Рыжий хвост.

Пропев, дети бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит ловить. Кого поймает, тот будет водить.

Рыбаки и рыбки

Двое ведущих — рыбаки, они держатся за руки на протяжении всей игры.

Остальные дети - рыбки, они ведут хоровод и проговаривают:

В воде рыбки живут,

Нет клюва, а клюют.

Есть крылья - не летают,

Нет ног, а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.

После этих слов дети - рыбки разбегаются, а два рыбака, не распуская рук, ловят рыбок в обхват. Ту, которую поймали, встает с рыбаками, и ловят уже втроем и т.д.

Я считаю, что особое место в воспитании детей занимают хороводные игры. Они развивают координацию движений, ориентацию в пространстве, обогащают двигательный опыт детей; воспитывают желание быть аккуратным в  перемещениях. Кроме этого, на мой взгляд, эти игры содействуют развитию игровой деятельности в определённой последовательности, а также формируют умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками, умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение, умение поддерживать речевое общение.

Хороводные игры можно разделить на несколько тем, каждая из которых развивает ребенка. С помощью этих игр мы повторяем и закрепляем знания о частях тела человека, названия животных, растений и птиц, времен года и т.д.

Хочу вас познакомить с некоторыми хороводными играми, пользующимися большой популярностью среди детей старшей группы.

«Большие и маленькие ножки»
Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.


Большие ноги 
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке
Топ топ топ топ топ, 
Топ топ топ топ топ

«Мы по лесу идем»

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:


Мы по лесу идем, 
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!» 
Никто не откликается, 
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка

громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису

позовем». 


«По ровненькой дорожке»


Вместе с ребенком поводите хоровод со словами:


По ровненькой дорожке, 
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам,
по камушкам.

 

 «Зайка шел»


Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:


Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

 

 «Раздувайся, пузырь!»

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой,

Оставайся такой, И не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг.

Он летел, летел, летел.

И за веточку задел! (дети бегут по кругу)

 «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку.

 

 «Матрешки»


Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели,
присаживаемся
Встали,
встаем
Себя показали.

Попрыгали,прыгаем
Потопали
топаем
В ладошки мы похлопали.
хлопаем.

 

 

 «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть

 

 

 «Мы топаем ногами».

Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

 

 

В моей работе я часто использую хороводные игры и в групповых комнатах, и на прогулках. Иногда бывает так, что дети, играя самостоятельно, начинают ссориться. Тогда я говорю: «Подошли ко мне, взялись за ручки, образовали кружок». И начинаем играть в какую-либо хороводную игру. После этого у детей поднимается настроение. Особо любимая игра у детей нашей группы – это «Зайка шёл, шёл, шёл» и «Раздувайся пузырь».

Одним из важнейших средств в учебно-воспитательном процессе есть и остаётся игра, поэтому она занимает главное место в системе обучения. Особенно игра важна в воспитании детей дошкольного возраста, т. к. она является ведущим видом деятельности. Но игра будет мощным средством воспитания только у того педагога, который знает профессиональный и мастерский подход, а также психологию детей.

Дошкольный возраст – важный период становления личности, т. к. ребенок получает первоначальные знания об окружающем мире, у него формируется отношение к другим, приобретаются навыки поведения, складывается характер. Во время игры дети развиваются духовно и физически, у них тренируется внимание, память, воображение, ловкость, воспитывается дисциплинированность, а также формируются все стороны личности ребёнка.

Основная роль игры, связанная с развитием воображения, заключается в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Это проявляется в том, что дети в игре соединяют реальность с вымышленными явлениями, например, кресло – космическая ракета, плюшевый мишка – отважный путешественник и т. п. Играя в ролевые игры, они ощущают себя тем, кем является его роль (врач, шофер). Игра воспитывает у детей характер, положительные качества. Например, игра в «Детский сад», «Больницу», «День рождения» воспитывает у детей скромность, честность, смелость, инициативу, желание помогать другим людям.  Однако не все игры имеют положительное значение. Например, в ходе игры «Семья» одна из девочек изображает ласковую, заботливую маму, а другая – властную. Если же педагог не сумеет научить детей сравнивать чувства, действия и способы обобщения, то становится ясным, какова будет роль такой игры. Как подчеркивала Н. К. Крупская, «путём игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу».

Многочисленные психологические и педагогические исследования доказывают, что в игре происходит многостороннее развитие ребёнка. С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребёнка, с другой -необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Во многих играх присутствуют игрушки, которые формируют представление об окружающем мире, развивают вкус, нравственность.

Так же игра имеет огромное значение в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений, т. е. в нравственном воспитании. Наиболее отчетливо это наблюдается в сюжетных играх, в ходе которых дети усваивают различные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения. В таких играх педагогу необходимо раскрыть в ходе обсуждения качества тех людей, которых дети изображают в своих играх. В играх развиваются и творческие способности ребёнка. Такие способности проявляются в разыгрывании роли, при моделировании нужных игрушек, костюмов.

Игра важна и в патриотическом воспитании дошкольников, т. к. у них начинает формироваться отношение к Родине, родному краю, проявляется забота о близких и родных. Игра воспитывает бережное отношение к тому, что создано другими, любовь к природе. Так, например, при знакомстве с местом, где проживает ребёнок, можно использовать такие дидактические игры, как «Расскажи Дюймовочке о родном городе, селе». Чтобы ребёнок лучше знал свой родной край, можно предложить такие игры, как «Назови животных, обитающих в нашей местности», «Расскажи Зайчику о достопримечательностях нашего поселка» и многие другие.

Таким образом, в игре заложены большие потенциальные возможности воспитания и всестороннего развития дошкольников.

13 ноября 2016 в 09:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.